.
Абсолютный влияние каждого фактора в отдельности определяется как разница между числителем и знаменателем соответствующего индекса:
;
.
Тождественные оценки абсолютного влияния факторов дает цепной метод, основанный на условных значениях результативного показателя.
Для изучения динамики широко используют индексные ряды (рис. 2.7).
Типичные примеры и применения индексов приводятся ниже.
На основе приведенных данных об объемах реализации продуктов и цены на них на рынке (табл. 2.23) вычислить: общие индексы физического объема товарооборота, индекс цен и индекс товарооборота; абсолютное изменение товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным и факторы, которые ее формируют; показать взаимосвязь между индексами и абсолютными показателями.
Таблица 2.23
Продукт |
Единица |
Базисный период |
Отчетный период |
Индивидуальные индексы цен |
|||
Объем продаж q0 |
Цена p0, грн |
Объем продаж q1 |
Цена p1 грн |
|
|
||
Молоко Сметана |
л кг |
700400 |
1,35 3,00 |
1000 500 |
1,98 3,50 |
1,47 1,17 |
1,43 1,25 |
Решение. Вычисляем общий индекс физического объема товарооборота:
;
грн.
Следовательно, объем товарооборота благодаря увеличению объема продаж продуктов увеличился в 1,33 раза, или на 33%, что в абсолютном выражении составляет 705 грн.
Определяем общий индекс цен:
;
грн.
Следовательно, объем товарооборота за счет повышения цен на продукты увеличился в 1,31 раза, или на 31%, что в абсолютном выражении составляет 880 грн.
Общий индекс товарооборота в действующих ценах
;
грн.
Следовательно, объем товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличился в 1,74 раза, или на 74%, что в абсолютном выражении составляет 1585 грн.
Взаимосвязь индексов:
Ipq = Jp Iq = 1,33 ∙ 1,31 = 1,74.
Взаимосвязь абсолютных показателей:
Δpq(p) + Δpq(q) = Δpq = 705 + 880 = 1585.
На основе приведенных данных об объеме реализации продуктов за базисный период и индекса физического объема продукции супермаркета (табл. 2.24) рассчитать индекс физического объема реализации продукции.
Таблица 2.24
Продукт |
Объем реализации продуктов за базисный период p0q0, тыс. грн |
Индекс физического объема реализации продукции iq |
Молоко Сметана |
245 1200 |
1,41 1,25 |
Вместе |
1445 |
- |
Решение. Индекс физического объема реализации продукции
или 128%.
Следовательно, объем товарооборота за счет увеличения физического объема реализации продуктов увеличился на 28%.
На основе приведенных данных об объеме товарооборота магазина и процент снижения цен (табл. 2.25) рассчитать общий индекс цен.
Таблица 2.25
Товар |
Товарооборот в отчетном периоде p1q1 млн грн |
Процент снижения цен |
Индивидуальный индекс цен ip |
Радиоприемники Телевизоры |
500 1600 |
- 13 - 17 |
0,87 0,83 |
Вместе |
2100 |
- |
- |
Решение. Общий индекс цен
или 83,9%;
Предмет, методы и задачи современной статистики | 2019 © Все права защищены StatistFacts.ru