Анализ взаимосвязей социально-экономических явлений - Часть 15

Анализ взаимосвязей социально-экономических явлений.

Связь между объемами капиталовложений и введением в действие основных фондов прямой (ρ = 0,963), плотность связи высока.

Анализ взаимосвязей атрибутивных признаков

При разработке управленческих решений в условиях рыночной экономики все большее значение приобретает учет мнения, пожеланий, намерений, предпочтений, в частности потребителей товаров и услуг.

Для этого проводятся выборочные опросы отдельных групп респондентов.

Поэтому здесь есть совокупность качественных или атрибутивных признаков, которые отличаются качественным содержанием, например группы населения, виды услуг, намерения и т.п..

Взаимосвязи атрибутивных признаков анализируют на основе таблиц взаимной сопряженности (созависимости).

В исследовании мысли и мотивации место принадлежит анализу на основе атрибутивных признаков с помощью комбинационных группировок. Это делает возможным определение направлений и плотности связи между показателями.

Обрабатывая данные опросов, используют различные статистические методы. Для изучения структурных изменений применяют непараметрические методы проверки гипотез, в частности таблицы созависимости с использованием критерия А. Чупрова. При этом используют распределения респондентов (по социальному положению, уровню дохода, роду занятий и т.д.) и юридических лиц (по отрасли, родом занятий, размерами предприятий и т.п.). По итоговую признак принимают готовность приобрести отдельные виды услуг, оценку их качества, привлекательность, приемлемость цены, организацию реализации, желательность дополнительных форм обслуживания и т.д..

Созависимость, характеризующий готовность респондентов в зависимости от возраста вкладывать деньги в банк, можно представить в виде табл. 2.17.

Таблица 2.17

Возрастная группа респондентов, лет

Готовность респондентов вкладывать деньги в банк

Готовые

Согласны на риск

Равнодушные

Категорически против

К 18

18-31

31-47

47 и старше

Существенность связи между возрастом респондентов и их готовностью вкладывать деньги в банк оценивают с помощью критерия Пирсона (χ2):

Анализ взаимосвязей социально-экономических явлений,

где i, j - Номера группы в соответствии с возрастом и готовностью вкладывать деньги в банк; m1, m2 - количество групп в соответствии с возрастом и готовностью вкладывать деньги в банк; fi. - Частоты группы по итогам столбика; wij - Доли подгрупп; wj - Доли группы по итогам строки.

Количественную характеристику плотности связи между признаками рассчитывают с помощью коэффициента А. Чупрова (C):

Анализ взаимосвязей социально-экономических явлений.

Проверка плотности связи основывается на сравнении фактического значения χ2 с так называемым критическим Анализ взаимосвязей социально-экономических явлений(K), Что является тем максимально возможным значением χ2 с числом степеней свободы (наложенных связей) K = (m1 - 1) (m2 - 1) и вероятностью 1 - α, которое может быть получено из-за отсутствия связи.

Значение Анализ взаимосвязей социально-экономических явлений(K) Отражают в таблицах математической статистики. Если фактическое значение χ2 превышает критическое, то связь между распределениями считается существенным (в приведенном примере это означало бы, что возраст человека существенно влияет на его склонность к вложению денег в банк).

Если χ2 < Анализ взаимосвязей социально-экономических явлений(K), То существенность различий между распределениями остается недоказанной, а связь между склонностью вкладывать деньги в банк считается несущественным.

При функциональной связи С = 1 при равенстве групп, т.е. при m1 = m2. Если m1 ≠ m2, то коэффициент определяют по формуле Крамера:

Анализ взаимосвязей социально-экономических явлений,

где mmin - минимальное количество групп (mx или my).

Анализ взаимосвязей социально-экономических явленийРассмотрим связь между социальным положением определенной совокупности опрошенных и их готовностью вкладывать деньги в определенный банк (табл. 2.18).

foto_00019.jpg