Анализ взаимосвязей социально-экономических явлений - Часть 18

где wij - Доли подгрупп;

wj - Доли группы j по итоговой строке.

Количество степеней свободы

К = (m1 - 1) (m2 - 1) = (3 - 1) (3 - 1) = 4.

Найдем значение статистической характеристики χ2 по данным таблиц 2.18 и 2.19.

Анализ взаимосвязей социально-экономических явлений

При изучении зависимости между признаками вызывает интерес количественная характеристика плотности связи. Размер χ2 зависит от объема совокупности и поэтому не характеризует силу связи. А. Чупров предложил на основе χ2 рассчитать коэффициент взаимной сопряженности.

Анализ взаимосвязей социально-экономических явлений.

Величина этого коэффициента колеблется от нуля до единицы. По полной независимости признаков χ2, а соответственно и С равны нулю. По функциональной связи коэффициент взаимной сопряженности равен единице. В этом примере

Анализ взаимосвязей социально-экономических явлений.

Итак, зависимость между социальным положением и готовностью вкладывать деньги умеренная.

Оценивая зависимость между признаками, можно проверить две гипотезы: H ÷ χ2 = 0, т.е. условные распределения совпадают и, соответственно, признаки независимы, и H ÷ χ2> 0, т.е. условные распределения разные и признаки зависимы. Испытуемым должен быть гипотеза об отсутствии закономерностей, т.е. зависимости между признаками H ÷ χ2 = 0. Альтернативной является гипотеза H ÷ χ2> 0. Проверим гипотезу при уровне значимости Анализ взаимосвязей социально-экономических явлений. Критическое значение Анализ взаимосвязей социально-экономических явлений. Фактическое значение χ2 больше критического. Соответственно, гипотеза об отсутствии связи между социальным положением и готовностью вкладывать деньги в банк отклоняется.

На практике нередко встречается частный случай рассматриваемой задачи - альтернативный распределение, когда вся совокупность разбивается по каждому признаку на две группы по обратными характеристиками. Например, можно анализировать повышение фондоотдачи группами предприятий, применяющих определенные меры, направленные на это повышение. Каждая группа предприятий, в свою очередь, подразделяется на две подгруппы: повысили и не повысили фондоотдачу.

На основе этих данных строится табл. 2. 20.

Таблица 2.20

foto_00017.jpg