Характеристика методов проверки статистических гипотез - Часть 4

Непараметрические критерии лишены вышеперечисленных ограничений. Однако они не позволяют осуществить прямую оценку уровня таких важных параметров, как среднее или дисперсия, с их помощью невозможно оценить взаимодействие двух и более условий или факторов, влияющих на изменение признака. Непараметрические критерии позволяют решить некоторые важные задачи, сопровождающие исследования в психологии и педагогике: выявление различий в уровне исследуемого признака, оценка сдвига значений исследуемого признака, выявление различий в распределениях признаков.

Применение критериев для принятия (отклонения) статистических гипотез всегда осуществляются с доверительной вероятностью, иначе говоря, на определенном уровне значимости.

Уровень статистической значимости

Уровень статистической значимости - это вероятность того, что мы признали различия существенными (приняли альтернативную гипотезу и отклонили нулевую), а они на самом деле случайны. Например, если указывается, что различия достоверны на 5%-м уровне значимости, то имеется в виду вероятность 0,05 того, что они все же недостоверны. Уровень значимости - это вероятность

23 См.. также раздел 4 "Интервальная оценка"

отклонения нулевой гипотезы, тогда как она правильная.

Исторически сложилось так, что в психолого-педагогических исследованиях принято считать низким уровнем статистической значимости 5%-й уровень (а <0,05), достаточным - 1%-й уровень (а <0,01) и выше - 0,1% -й уровень (а <0,001). Поэтому в таблицах критических значений обычно приводятся значения критериев, соответствующих уровням статистической значимости а <0,05 и а <0,01, иногда а <0,001. Предлагаем соблюдать правила отклонения гипотезы об отсутствии различий (Н0) и принятие гипотезы о статистической достоверности различий (нет), пока уровень статистической значимости не достигнет а = 0,05.

Правила принятия статистических решений

Принятие статистических решений выполняется на основе эмпирического критерия: если значение ¥ ЭМП находятся в критической области | ¥ ЭМП |> | ¥ кр |, нулевая гипотеза Н0видхиляеться24. На рис. 5.1 - 5.3 критические области закрашены.

foto_00015.jpg