Характеристика методов проверки статистических гипотез - Часть 7

Пример 5.1. Принять статистическое решение относительно нулевой гипотезы Н0 по статистике z-критерия с нормальным распределением. Эмпирическое значение z-критерия zeMn = 2,19. Рассмотреть вариант односторонних гипотез.

Решение:

С помощью, например, функции MS Excel = НОРМСТРАСП () можно определить вероятность рем ", которая соответствует эмпирическому критерию zeM " с нормальным распределением этой статистики. Функция = HOPMCTPACn (zejv, ") возвращает значение 1-РЕМП ~ 0,9857. Значение рем" ~ 1-0,9857 = 0,0143 ~ 1,43%.

Выводы для одностороннего варианта гипотез:

Поскольку _pejlI "<0,05 (0,0143 <0,05), H0 отклоняется на уровне значимости 5%; проте_pejlI "> 0,01 (0,0143> 0,01), H0 принимается на уровне значимости 1%;

Типы и общая схема проверки статистических гипотез

Типы статистических гипотез  определяются совокупностью вопросов и методов их решения, которые имеют место в психолого-педагогических исследованиях. По своим прикладным содержанием статистические гипотезы можно разделить на несколько основных типов по:

- закона распределения случайных величин тех или иных свойств;

- численных показателей параметров (средних, дисперсий, корреляций и др..)

- однородности двух или нескольких выборок

- различий в уровне признаков изучаемого явления или процесса;

- различий в распределении признаков.

Общая схема проверки статистических гипотез.  Несмотря на разнообразие типов гипотез и критериев, схему проверки статистических гипотез можно представить в виде последовательности следующих процедур:

1) формулирование гипотез Н0 и Ни на основе задач исследования;

2) проверка предположений о соответствии распределения параметрическом семейству, параметров выборки и другой дополнительной информации;

3) принятие уровня значимости а;

4) выбор статистического критерия;

5) расчеты эмпирического критерия;

6) определение области критических значений критерия;

7) принятие статистического решения;

8) формулировка статистических выводов;

9) принятие решения о продлении (прекращении) исследований;

10) формулирование содержательных выводов.

foto_00047.jpg