Объемы продаж

Чаще сумирникамы являются стоимостные показатели - цена или себестоимость единицы продукции. Например, при определении объемов проданных на бирже товаров - металла, лесоматериалов, цемента - сумирникы представляют собой цены. Объемы продаж записываются как Методологические основы построения сводных индексов Если по сумирник взять себестоимость (с), Агрегат примет вид Методологические основы построения сводных индексов

Иногда удобнее является трудовой сумирник. Например, при определении объемов выполненных в сельском хозяйстве работ (вспашка, боронование, посев и т.д.) как сумирник целесообразно использовать трудоемкость, т.е. затраты труда на единицу выполненной работы (обозначим t). Тогда общий объем будет Методологические основы построения сводных индексов

Сводный индекс физического объема Методологические основы построения сводных индексовтакже имеет две формы - средневзвешенную и агрегатную:

Методологические основы построения сводных индексов 

Как видно из формул приведенных индексов Методологические основы построения сводных индексов и Методологические основы построения сводных индексов, их значение зависит от соотношения весов. А какие веса точнее отражают динамику явления - базисные или текущие? Выбор системы взвешивания в индексной методологии приобрел первостепенное значение. Не менее важным является обоснование круга элементов, подлежащих агрегирования в одно целое. Этот вопрос решается в каждом конкретном исследовании. Например, обосновывается потребительскую корзину (набор потребительских товаров) при исчислении индекса «стоимости жизни», перечень товаров и товарных групп при исчислении индекса оптовых цен и т.д..

При построении сводного индекса суммирование ведется по всем определенному кругу элементов как в числителе, так и в знаменателе, поэтому в дальнейшем для простоты изложения учебного материала в формулах сводных индексов идентификационного отметки элементов Методологические основы построения сводных индексов не указываются.

foto_00024.jpg