Комплексный анализ эффективности социально-экономического развития - Часть 2

Понятие «эффект» происходит от лат. effectus, что означает действие, результат, следствие чего-то. Эффект бывает двух видов: производственный - продукция (в натуральном или стоимостном выражении), что является величиной абсолютной (положительной) хозяйственно - прибыль (величина абсолютная, положительная или отрицательная).

Макроэкономическими показателями эффекта является валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный доход (ВНД), чистый внутренний продукт (ЧВП) и т.д..

В категории «расходов» выделяют понятие «ресурсы» и «текущие расходы».

Ресурсы - это авансированные расходы, т.е. авансированный до начала производства объем таких расходов. В их составе выделяют средние за период объемы - стоимости необоротных Комплексный анализ эффективности социально-экономического развития; Оборотных средств (Комплексный анализ эффективности социально-экономического развития) Среднесписочной численности рабочей силы (работники производства), которая составляет ресурсы труда (РП).

Для расчета эффективности общественного производства нужно определить общий объем ресурсов. При этом возникает проблема выбора одинаковой единицы для измерения различных видов производственных ресурсов. По разным методикам с этой целью применяют как трудовые, так и стоимостные показатели.

В процессе производства ресурсы потребляют, в результате чего образуются текущие расходы.

Различают следующие виды текущих затрат:

сумма начисленной амортизации, которая отражает долю потребления в процессе производства внеоборотных средств - А;

стоимость потребленных в течение этого периода на производство и текущий ремонт сырья, материалов, топлива и др. - М;

сумма фактически начисленной заработной платы денежная характеристика затрат живого труда - ОП.

Сопоставлением эффекта и затрат рассчитывают эффективность - относительную величину. Эффективность может измеряться прямой величиной, когда эффект содержится в числителе, и обратной - эффект в знаменателе.

foto_00016.jpg