Методы расширения и удлинения частных моделей рентабельности предприятия - Часть 1

Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Для более полной оценки рентабельности деятельности предприятия следует использовать методы расширения или удлинения факторной модели. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки внутрихозяйственных резервов. Рассмотрим некоторые варианты продления частных моделей рентабельности:

1. Рентабельность активов предприятия находится в прямой зависимости от рентабельности продаж и оборачиваемости активов (Оба):

13ГЛ . ЧП ЧП ДР ЧП ДР в "" _

ROA = ^ = ^ Х ^ - = - = ROS х Обь, (65)

А А ДР ДР А . (5)

Экономический связь заключается в том, что факторная модель прямо указывает пути повышения рентабельности: при низком уровне рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.

2. Рентабельность основных средств в частичной модели напрямую зависит от средней стоимости основных средств и чистой прибыли. Удлинение модели позволяет определить зависимость показателя рентабельности основных средств от двух факторов: рентабельности продаж (ROS) и фондоотдачи (ФВ):

ЧП ЧП ДР ЧП ДР D _ ^ D

Р- = ^ = ^ Хи-, - =-х == ROS х ФВ

ОС ОС ДР ДР оз o (0.0)

3. Аналогичным образом можно расширить частичную модель рентабельности трудовых ресурсов, если дополнить ее показателем дохода от реализации (ДР). В этом случае повышение рентабельности трудовых ресурсов становится возможным при условии увеличения рентабельности продаж (ROS) или повышение производительности труда (ПОТ):

D ЧП ЧП ДР ЧП ДР _

Р-= ^ ^ = ^ ^ х ^ - =-х ^ - = ^ = ROS х ЧП (6 июля)

4 М М ДР ДР М '^;

Для торговых предприятий дальнейшее удлинение модели за счет применения показателя торговой площади (STopr) позволяет получить другие факторы влияния на показатель рентабельности трудовых ресурсов. А именно: рентабельность продаж (ROS), эффективность использования торговой площади (Я), обеспеченность персонала торговой площади (Зп):

Р. = = ™ хх ^ = ™ х Ж.хV = ROSхЯхЗп (68)

М М ДР Smop2 ДР Smop2 ч ■ (6.8)

Последний фактор, по аналогии с показателем фондовооруженности, характеризует степень обеспеченности персонала торговой площади, которая выступает в качестве одного из элементов объектов основных средств.

foto_00003.jpg