Принципы организации

Различают следующие основные принципы организации, как подбор кадров, обязанности работников, полномочия управляющих, делегирование полномочий.

Важнейший принцип организации - это подбор кадров. Как только КПСС под давлением различных обстоятельств отказалась от своего приоритета в подборе кадров (номенклатуры), она очень быстро развалилась, что привело к развалу огромной страны - Советского Союза. Успех любой организации (предприятия) зависит от правильного подбора кадров в значительно большей степени, чем от чего-либо другого.

Главная цель и обязанность предприятия перед своими работниками, клиентами, акционерами это выжить. Поэтому принятие на работу каждого нового работника должно укреплять, а не ослаблять организацию. Если на организационную структуру осуществляется давление с целью протолкнуть в нее работника, деловые качества которого соответствуют необходимым требованиям, организация "деформируется". Это требует перестройки служебных обязанностей тех, кто будет связан с этим работником. Поэтому такое мероприятие должно быть хорошо обоснованным. К.Киллен считает, что за новым работником необходимо некоторое время проследить, чтобы удостовериться в том, что он не причинит вреда организации.

Давая согласие на условия найма, которые ему предложены, работник тем самым обязуется выполнять установленным образом свои служебные обязанности под руководством непосредственного начальника.

Как правило, соглашением найма предусматривается, что работники обязаны выполнять все разумные указания своих начальников. Каждый работник, недоволен своей работой, имеет право на освобождение. Каждый наниматель, недоволен деятельностью работника, имеет право его уволить (с учетом законов и условий договора с профсоюзом). Важной обязанностью менеджеров является контроль за выполнением подчиненными порученной им работы, за которую платят деньги. Рабочие уважают менеджера, который требует от них отработки заработной платы. И наоборот, они теряют уважение к тем руководителям, которые позволяют им нарушать правила внутреннего распорядка или бездельничать.

Полномочия управляющих могут быть формальными и неформальными. Формальные полномочия определяются руководством. Эти полномочия и обязанности передаются от начальника к подчиненному, создавая отношения подчиненности (цепь командования). Неформальные полномочия связаны с авторитетом работника.

Делегирование полномочий - Это наделение правами и обязанностями любого лица в сфере компетенции соответствующего менеджера. Известны пять принципов, повышающих эффективность делегирования полномочий: диапазон контроля, принципы фиксированной ответственности, соответствия прав и обязанностей, передачи ответственности на как можно более низкий уровень, отчетности об отклонении [31].

 

Диапазон контроля - Это оптимальное количество работников, непосредственно подчиненных одному менеджеру. Существует предел того объема работ и количества подчиненных, которыми может эффективно управлять один человек. Расчеты Саймон [33] показали, что для организации численностью 6500 работников, средний диапазон контроля 3 требует девяти уровней иерархии и 3280 человек управленческого персонала, а диапазон контроля 9 требует пяти уровней иерархии и только 820 человек персонала управления. Роу [33] утверждал, что экономичность диапазона контроля может быть определена так, как это показано на рис.3.11. Если руководитель всегда свободен (нет подчиненных), то очень большие расходы, связанные с его простоем. Но если подчиненных слишком много, загруженность руководителя принятием решений ведет к тому, что он становится практически недосягаемым. Это резко увеличивает расходы работников на ожидание в приемной. Таким образом, целесообразно диапазон контроля должен учитывать общие затраты на принятие решений.

foto_00066.jpg