Раздел общего бюджета

После подсчета всех постоянных затрат можно определить прибыль хозяйства. Он рассчитывается следующим образом: от выручки вычитаются переменные и постоянные расходы. Этот результат показывает, покрывает выручка от реализации продукции хозяйства все расходы, то есть есть хозяйство прибыльным. Для тех предприятий, которые не платят фиксированного сельскохозяйственного налога, законодательство позволяет уменьшить прибыль до налогообложения на сумму расходов на содержание социальной сферы, находящейся на балансе предприятия. Расходы на социальную сферу показаны под рассчитанным прибылью. Для предприятий, которые платят фиксированный сельскохозяйственный налог, расходы на содержание социальной сферы уменьшать общий доход хозяйства.

Второй раздел общего бюджета относится к другой деятельности хозяйства, такой как сдача в аренду имущества или земли, ликвидация активов или получения дивидендов по ценным бумагам или долями в других предприятиях. Эта деятельность не является основной в хозяйствах и никоим образом не связана с сельским хозяйством. Некоторые операции имеют временный характер, поэтому мы выделили их в отдельный раздел. Игнорировать эти виды деятельности нельзя, поскольку они влияют на результат хозяйствования, должны быть учтены. Принцип составления второй части бюджета такой же: прогнозируются выручка, расходы и рассчитывается прибыль. Третьим разделом определяется общий результат - общая прибыль по хозяйству.

После расчета результатов деятельности следует провести анализ общего бюджета, вычислить удельный вес каждого элемента затрат, выявить наиболее значимые расходы и, возможно, наметить пути их сокращения. Для анализа доходности можно рассчитать несколько коэффициентов доходности. Формула для расчета доходности по валовой прибыли приведены выше. Анализ этих данных поможет выявить оптимальную структуру затрат хозяйства и спрогнозировать результаты деятельности по хозяйству в целом.

По процедуре формирования общий бюджет напоминает производственно-финансовый план, который составляли хозяйства во времена централизованной экономики. Его основное отличие от производственно-финансового плана состоит в том, что бюджет является прогнозом деятельности хозяйства, а не планом и не выполняется на 99 или на 101%, как производственно-финансовые планы. Финансово-производственные планы согласовывались районных управлениях сельского хозяйства и передавались в банковские учреждения для финансирования хозяйств. Они не использовались как инструмент управления или анализа доходности тех или иных видов деятельности. Целью выполнения или перевыполнения производственно-финансовых планов было получение надбавок к цене продукции или другие административные методы стимулирования хозяйства. Общий бюджет является исключительно внутренним документом хозяйства, который разрабатывает руководство. С его помощью руководитель сравнивает альтернативные варианты деятельности и выбирает наиболее выгоднее, определяет производственную структуру предприятия, подсчитывает затраты на ресурсы, необходимые для запланированной деятельности, и прогнозирует результаты хозяйствования. 

foto_00012.jpg