Особенности формирования информационной базы статистики Украины - Часть 4

На основе этого дается оценка степени сбалансированности рынка, перспектив развития ассортимента, приоритетов отдельных экономических решений и т.п..

Так, изучение рынка потребительских товаров основывается на применении совокупности показателей, получают из разных источников. Основу отслеживания рынка составляют данные государственной статистической отчетности.

Отчетность по продаже товаров через организованный рынок охватывает реализацию их через официально зарегистрированную сеть магазинов, палаток, предприятий общественного питания и т.п..

Отдельная отчетность отражает объем продаж и цены сельскохозяйственных продуктов на городских рынках по основным группам продуктов. Эта отчетность предусматривает применение установленных методов вычисления как объемов продаж, так и средних цен и индексов цен.

Проводится обследование вещевых рынков товаров, но неупорядоченный характер продажи пока не позволяет получать надежную информацию по этому каналу.

Для изучения рынков потребительских товаров используются балансы основных продуктов растениеводства и животноводства. В них отражено поступление продукта и его использования в течение календарного года, в частности на потребление.

Статистический анализ объема и структуры общего товарооборота с учетом всех каналов продаж товаров использует данные обследований домохозяйств, выполняются по специальной методике.

Анализ этих и других показателей, во-первых, дает возможность отслеживать движение довольно широкого круга товаров в каналах розничной торговли как в стоимостном, так и в натуральном выражении, во-вторых, на основе анализа относительных показателей структуры продаж является возможность делать определенные выводы об изменениях спроса населения на потребительские товары и выявлять направления и тенденции их изменения.

Для изучения спроса кроме статистической отчетности нужны и такие источники информации:

данные выборочного учета продажи и запасов товаров по ассортименту;

материалы межрегиональных и региональных ярмарок продаже товаров народного потребления;

создания служб изучения спроса оптовых и розничных торговых организаций и предприятий;

foto_00036.jpg