Особенности формирования информационной базы статистики Украины - Часть 5

результаты опросов населения, в частности обследование на базе потребительской панели;

информация торговых корреспондентов.

Материалы выборочного учета дают возможность вычислить такую систему показателей, необходимых для изучения спроса и конъюнктуры:

абсолютный уровень продаж отдельных товаров в натуральном и стоимостном выражении;

относительные показатели внутригрупповой структуры продажи товаров;

средние цены товаров в продаже.

Анализ этих показателей дает возможность:

отслеживать движение широкого круга товаров в розничной торговле в натуральном и стоимостном выражении;

на основании анализа относительных показателей структуры делать соответствующие выводы относительно спроса населения на товары народного потребления и выявлять тенденции этих изменений;

отслеживать изменение розничных цен на товары в широком ассортименте и учитывать их влияние на состояние спроса.

Актуальной является организация непрерывного наблюдения за процессом изменения спроса проведением систематических опросов. Опрос специалистов оптовой и розничной торговли на базе постоянно действующей сети корреспондентских пунктов по сравнению с обычными опросами имеют ряд преимуществ: они дают возможность рассматривать исследуемое явление в динамике, т.е. устанавливать тенденции и закономерности развития спроса; оценивать систематическую ошибку выборки и принимать меры для уменьшения - проводить опросы и постоянно анализировать материалы, изучать мнение специалистов о потребительских характеристиках отдельных товаров, соответствие этих характеристик требованиям покупателей.

Результаты опросов специалистов используются при подготовке обзоров рынка потребительских товаров. Значение таких опросов состоит также в том, что они позволяют не только зафиксировать некоторые особенности конъюнктуры, но и выявить ожидаемые изменения тенденций, предвидеть вероятные сдвиги и т.д..

Тенденции опросов основываются на субъективных мнениях и оценках специалистов торговли, их опыте и личных наблюдениях, именно поэтому они могут дать точную количественную характеристику соотношения спроса и предложения. Кроме того, они дают представление о порядке размещения отдельных факторов или качеств в зависимости от их значимости, устанавливают перечень основных недостатков.

foto_00034.jpg