Особенности формирования информационной базы статистики Украины - Часть 6

Достаточно полную характеристику степени соответствия потребительских функциональных, эстетических и других качеств изделий спроса населения можно получить через организацию комплекса специальных обследований и наблюдений. Для этого проводятся выставки-продажи, опросы населения, а также опроса специалистов торговли и промышленности.

Панели обследования семей, построенные на базе определенных групп потребителей, дают возможность сопоставлять результаты обследований в динамике, проверять осуществление потребительских намерений, глубже изучать особенности спроса и потребления отдельных товаров. Программа панельных обследований позволяет получить необходимые дополнительные сведения о спросе и потребления, которых нет в других источниках информации, а именно:

значения факторов, которые предопределяют объем и структуру спроса населения (уровень дохода, численности и составе семьи, жилищные условия);

факторы, которые определяют физический и моральный износ отдельных изделий;

намерения семей по покупке отдельных товаров, их функциональных и технологических характеристик;

мнение потребителей о рациональных нормах потребления, наборы товаров и т.д..

Статистическое изучение рынка потребительских товаров должна проводиться с учетом его сегментации, которая осуществляется по следующим критериям:

географические - климатические зоны, регионы, административные районы;

демографические - численность населения, его распределение по возрасту, полу, национальности, плотностью;

экономические - уровень экономического развития региона, доходов, потребления, сбережений, жилищных условий населения и т.д.;

социальные и культурные - профессиональная структура населения, уровень образования, обычаи и т.д.;

психографические - черты характера, образ жизни, жизненная позиция, мотивации.

Рыночная ориентация в деятельности предприятий означает максимальное приспособление к требованиям потребителей. Необходимость постоянного обновления продукции объясняется тем, что жизненный цикл последней ограничен.

Жизненный цикл продукции - Это период, в течение которого существует спрос на нее, а соответствующее производство экономически целесообразно.

foto_00007.jpg