Проверка гипотез о численные значения параметров - Часть 2

эмпирическое значение z-критерия равен

4,0-3,88 и-г, "г zeMn = д-f v40 * 1,25.

- Критическое значение z-критерия можно определить с помощью функции MS Excel = НОРМСТОБР (первый), которая в случае двусторонней модели для а = 0,05 возвращает Z1-0i05 ~ 1,64 (см. ячейку В18).

Проверка гипотез о численные значения параметров

- Принятие решения. Поскольку | z | <z1-0 05, то есть | 1,25 | <1,64, нулевая

гипотеза H0 принимается на уровне значимости 0,05.

- Формулировка выводов. На уровне значимости 0,05 отсутствуют основания утверждать, что среднее значение отличается от нормативного.

Проверку гипотезы о неизвестное значение математического ожидания генеральной совокупности можно провести, если определить вероятность РЕМП, которая соответствует эмпирическому критерию zeMn. Такую проверку можно выполнить с помощью функции = HOPMCTPACn (zejl, "), которая возвращает значение рем "~ 0,11 ~ 11% (см. ячейку В19). Нулевая гипотеза H0 отклоняется при рем "<а. В примере это условие не выполняется рем "~ 11%> 5%, поэтому H0 принимается.

Табличный процессор MS Excel предоставляет возможность проверки статистических гипотез относительно уровня среднего совокупности с нормальным законом распределения с помощью функции = ZTECT (), которая возвращает значение 1-РЕМП. В качестве аргументов функции выступают: выборочный массив, математическое ожидание и стандартное отклонение генеральной совокупности (в случае отсутствия последней используется выборочная статистика).

Нулевая гипотеза H0 принимается на уровне значимости а если ZTECT <1 - а. В ячейку В20 внесены = ZTECT (A2: D11; B15; KOPEHb (B16)) и получено значение примерно 0,89 или 89% (см. рис. 5.24 и 5.25). Итак, на уровне значимости 0,05 условие 89% <95% выполняется и H0 принимается.

Значимость среднего (критерий t, дисперсия неизвестна)

Критерий Стьюдента t используется для проверки гипотез о численное значение среднего параметра с нормальным законом распределения, когда дисперсия совокупности неизвестна.

Пример 5.11. Цель выборочного тестирования 40 учеников (таблица рис. 5.26)-оценить показатели успешности в обучении по новой методике.

foto_00054.jpg