Адекватность

Информация о размеры, пропорции, изменения во времени, другие закономерности cоцiально-экономических явлений создается, передается i хранится в виде cтатистичних показателей.

С философского взгляда статистический показатель - Это мера, есть единство качественного i количественного отображения определенной свойства социально-экономического явления или процесса.

Качественный содержание показателя определяется сутью явления i находит свое отражение в названии: рождаемость, урожайность, прибыльность и т.д.. Количественное сторону представляют число и его измерители. Поскольку статистика изучает общественные явления в конкретных условиях пространства и времени, значение любого показателя определено по этим атрибутов. Например, капитал фирмы «Славутич» на начало 1998 г. составил 4400 млн гр.од.

Связующим звеном между качественным содержанием i числовым выражением является правило построения - модель показателя, раскрывающая его статистическую структуру, устанавливает, что, где, когда, каким образом подлежит измерения. В ней обосновываются единицы измерения, технология сбора данных, вычислительные операции.

Модель показателя имеет чрезвычайно важное значение для обеспечения достоверности статистической информации. Как видно из рис. 4.1, от обоснованности модели зависят оба аспекта достоверности: адекватности отображения явления i точность измерения.

Адекватность рассматривается как способность показателя отразить именно ту свойство, предусмотренной программой исследования. Ведь для одной и той же качественной категории можно построить несколько показателей. Например, рентабельность производства можно оценить на основе балансового или нетто-прибыли, относительно капитала или активов.

Точность i полнота измерения зависят от возможностей учета, организации сбора и обработки данных. Итак, чтобы показатель соответствовал своему назначению и выполнял возложенные на него функции, на стадии его проектирования требуется всестороннее логическое и статистическое обоснование модели.

foto_00051.jpg