Производитель

Производитель всегда заинтересован не только произвести продукцию, но и получить финансовый эффект - прибыль, величина которого зависит от двух факторов - цен и себестоимости (затрат на единицу продукции в денежных единицах):

П = Р - С.

Заметим, что цена продукции - это внешний отношении производителя фактор, который формируется на определенном сегменте рынка и - в случае функционирования этого сегмента как конкурентного рынка от производителя не зависит. Что касается себестоимости продукции, то в ней определенную долю составляют расходы на оплату труда тех, кто участвовал в создании этой продукции. Далее будет рассмотрен методы учета в составе себестоимости косвенных затрат труда, т.е. затрат труда тех, кто непосредственного участия в создании продукции не принимает: инженеров, служащих, вспомогательного персонала, ремонтников, механиков и других. А теперь остановимся лишь на учете расходов, связанных с оплатой труда работников, которые непосредственно были задействованы в производственном процессе.

Очевидно, что чем больше продукции будет создан рабочими за определенный промежуток времени (то есть - чем выше будет их производительность труда), тем на большее количество продукции будут распределены расходы на оплату их труда, при одинаковых прочих условий, тем ниже будет себестоимость и выше прибыль производителя:

Статистика эффективности труда

Это влияние может быть точно измерен благодаря наличию функциональной зависимости между приведенными показателями.

Проиллюстрируем расчет на условном примере.

В базовом периоде 10 рабочих, чья дневная зарплата составляла 12 гр.од., производили за день работы 60 единиц продукции. Себестоимость продукции при этом составила 8 гр.од., а продавалась последняя по цене 10 гр. ед.

В отчетном периоде производительность труда рабочих повысилась вдвое.

На сколько процентов, при одинаковых прочих условий, вырос прибыль фирмы-производителя?

В базовом периоде:

затраты труда

Т0 = 10 раб. ? 1 день = 10 человеко-дней;

производительность труда

Статистика эффективности труда = 6 ед.

прод. / человеко-дней;

расходы на оплату труда:

10 раб. ? 12 гр. ед. / раб. = 120 гр. ед.;

расходы на оплату труда в расчете на единицу продукции:

Статистика эффективности труда = 2 гр. ед / ед. прод.;

доля расходов на оплату труда в себестоимости продукции:

Статистика эффективности труда = 0,25;

прибыль в расчете на единицу продукции:

10 гр. ед. - 8 гр. ед. = 2 гр. ед.

В отчетном периоде изменилась производительность труда: она увеличилась вдвое, то есть: iw = 2. Отсюда доля расходов на оплату труда должно уменьшиться (в процентных пунктах) так:

Статистика эффективности труда    или    Статистика эффективности трудап. п.

И если, как указано в условии задачи, другие составляющие себестоимости не изменились и в базовом, так и в отчетном периоде составляют 1,00 - 0,25 = 0,75, или 75%, то индекс себестоимости будет:

Статистика эффективности труда

Следовательно, себестоимость в отчетном периоде

С1 = С0 ? ис = 8 гр. ед. ? 0,875 = 7 гр. ед.

Тогда: П1 = 10 гр. ед. - 7 гр. ед. = 3 гр. ед., а ш = Статистика эффективности труда = 1,5.

То есть, благодаря росту производительности труда вдвое прибыль фирмы вырос в 1,5 раза, или на 50%.

Для потребителя приведены расчеты составляют чисто теоретический интерес: его интересуют не себестоимость и прибыль, а цена, по которой он может приобрести продукцию на рынке. И вот здесь начинают действовать факторы рынка. Как уже отмечалось на конкретном рынке один производитель не будет влиять на цену в сторону ее снижения: доля его товара на таком рынке очень мала (доли процента), и товар основном во всех более или менее одинаков. Другое дело - рынок передовых технологий: нетрадиционная энергетика, компьютерные сети, космическая связь, проектирование, информатика и т.д.. Вот здесь уже цены диктует производитель, причем их уровень базируется на себестоимости (см. разд. 13), а себестоимость зависит от производительности труда. Поэтому, здесь потребитель подходить к оценке производительности труда не с точки зрения эффекта как количества продукции, произведенной производителем, а с точки зрения того эффекта, который он, потребитель, сможет получить от собственного использования этой продукции в расчете на расходы по ее закупки.

foto_00043.jpg