Мультипликативная модель

Согласно одной модели эти компоненты находятся между собой в линейной зависимости: С = Т + Ц + С + Е, согласно другой они влияют друг на друга мультипликативно: С = ТЦСЕ.

Мультипликативная модель лучше показывает влияние циклического и сезонного факторов на уровень сбыта. При этом Т подают в абсолютном значении, а другие факторы - в процентах.

Особое значение при анализе рынка приобретает анализ внутригодовых колебаний, которые регулярно повторяются в динамическом ряду с периодом 12 месяцев. Факторный анализ внутригодовых колебаний по данным за два года выполняется в следующем порядке:

Формируется массив данных по месяцам за 2 года. Состоит уравнения трендаСтатистическое изучение рынка. По уравнению тренда вычисляются теоретические данные Статистическое изучение рынка, по средним данным по месяцам за 2 года определяются индексы сезонности Исез = Статистическое изучение рынка. Отыскиваются данные тренда с учетом сезонности:

Статистическое изучение рынка.

Вычисляются сумма квадратов отклонений:

Статистическое изучение рынка,

а также сумма квадратов отклонений тренда от общей средней:

Статистическое изучение рынка.

Отыскиваются значения

Статистическое изучение рынка, и Статистическое изучение рынка.

На основании этих данных рассчитываются доли:

а)Статистическое изучение рынка как характеристика доли колебаний за счет тренда;

б)Статистическое изучение рынка как характеристика сезонности;

в)Статистическое изучение рынка как характеристика влияния случайных факторов.

Статистическое исследование дает информацию для оценки ситуации на рынке, которую используют для определения задач и вида маркетинга - вида деятельности, основанной на изучении рынка и направленной на удовлетворение потребностей путем обмена.

В зависимости от состояния спроса различают следующие виды ситуаций на рынке:

отсутствие спроса (в этой ситуации применяют так называемый конверсионный маркетинг, который способствует формированию спроса);

потенциальный спрос, когда есть необходимость приобрести конкретную вещь или благо, но последние еще не существуют в виде товара или услуги, например автомобиль с повышенной безопасностью движения (применяют стимулирующий маркетинг, направленный на создание спроса и условий для его обнаружения);

снижение спроса, когда спрос ниже уровня предыдущего периода (используют ремаркетинг - предоставляют товару новых качеств и осуществляют переориентацию на новые рынки);

foto_00020.jpg