Конституции

В экономически развитых странах такое противоречие не является слишком, как мы когда-то говорили, «антагонистическим». Право на образование, в том числе и высшее, там реализуется не потому, что оно записано в Конституции, а с более уважительной и вполне реальной причины: молодежь, как наиболее активную часть общества, лучше отправить в аудитории, чем оставить на улице. А когда она закончит вузы, то уже повзрослеет и будет менее активно "бороться за свои экономические права». К сожалению, в Украине возможности предоставить высшее образование всем, кто способен ее получить, еще долго не будет. И тут дело не только в материальной нужде (хотя это и есть главный фактор), а в наследии 74-летней плановой системы общества, когда планировалось все, включая и то, какое образование и кому мать. А потому была построена соответствующая количество вузов, подготовлена для работы в них соответствующее преподавателей, учила соответствующую (строго ограниченное) количество студентов. Появление негосударственных (коммерческих, частных) учебных заведений не решает дела, ибо функционируют они преимущественно в неподготовленных помещениях при отсутствии учебно-методического обеспечения, а работают в них те же преподаватели, что и в государственных учебных заведениях, но уже для себя во вторую, а то даже и в третью смену. О каком качестве преподавания в таком случае может идти речь?

Итак, можно сделать вывод, что уровень развития общества влияет на оба элемента рынка труда: на спрос, ибо чем более развито - культурно, технически, научно, экономически - общество, тем больше его потребность в квалифицированной рабочей силе и на предложение - Готовя в учебных заведениях специалистов, с получением диплома о высшем образовании считать себя этой квалифицированной рабочей силой. Однако, как отмечалось в предыдущем разделе, эффективное функционирование любого рынка, в том числе и рынка труда, предусматривает изучение его конъюнктуры (коротко говоря - спроса, предложения, цен и конкуренции в определенных пределах времени и территории) и на ее базе стремление достичь равновесия, при которой спрос и предложение чаще совпадают, чем наоборот.

foto_00066.jpg