Выявление различий и смещения в уровне признаки - Часть 1

Выявление различий между двумя, тремя и более факторами применяется при оценке вероятности влияния той или иной методики обучения, тренинга, психоаналитических средств на личность или группу лиц. Установка различий может рассматриваться и как цель, исследовательский результат, и как этап, позволяющий сформулировать новые гипотезы. Для оценки различий применяют, например, критерий Крускала-Уоллиса H.

Достоверные изменения ("сдвиги") в измеряемых показателях в результате действия каких-то факторов могут стать объективным показателем в эффективности психолого-педагогических исследований. Статистически достоверные сдвиги позволят утверждать, что экспериментальные действия были существенными. Для оценки достоверности сдвига применяют, например, критерии Фридмана Хг, Пейджа L.

Критерий Крускала-Уоллиса H

Критерий Крускала-Уоллиса н предназначен для оценки различий одновременно между тремя, четырьмя и т.д. выборками по уровню исследуемого признака. Критерий Н позволяет установить, что имеют место различия признака при переходе от группы к группе, но не указывает на направление этих изменений.

Гипотезы:

Н0: между выборками 1, 2, 3 и т.д. существуют лишь случайные различия по уровню исследуемого признака;

Н1: между выборками 1, 2, 3 и т.д. существуют неслучайные различия по уровню исследуемого признака.

Ограничение критерия: на уровне значимости а = 0,05 допускается, чтобы в одной из 3-х выборок п = 3, а в двух других п = 2, для а = 0,01 необходимо, чтобы в каждой выборке п> 3.

Пример 5.18. Данные опросов положительного отношения (в%) студентов по отказу от "вредных привычек" (курение табака, употребление алкоголя и т.п.) представлены в таблице рис. 5.43. Отличаются средние показатели положительного отношения студентов по разным годам обучения в важности и необходимости "здорового образа жизни"? В опросе принимали участие 6 групп студентов 1-го курса, 5 групп 2-го и по четыре группы 3-го и 4-го курсов.

Последовательность решения:

- Формулировка гипотез:

Н0: средние показатели положительного отношения студентов к "здорового образа жизни" не отличаются для различных курсов;

foto_00049.jpg