Выявление различий и смещения в уровне признаки - Часть 4

- определить среднее самооценки по каждой условием (для каждого курса обучения), для чего в ячейку В13 внести выражение = СРЗНАЧ (Б3: Б12). Аналогичные выражения внести в ячейки С13: Е13;

- проранжировать индивидуальные значения самооценки для каждого студента (ранжирование по строкам), насчитывая меньшему значению меньший ранг. Для этого в ячейку В16 внести выражение

= (СЧЕТ ($ Б3 $ Е3) + 1 - РАНГ (Б3; $ Б3 $ Е3, 1) - РАНГ (Б3; $ Б3 $ Е3, 0)) И2 + РАНГ (Б3; $ Б3 $ Е3, 1);

- аналогичные выражения внести в ячейки всего диапазона В16Е25;

- в ячейках В26Е26 подсчитать суммы рангов Т по каждой условием;

- в ячейках Р16: Р26 проверить совпадение полученных сумм по строкам и по колонкам (суммы рангов индивидуальных значений равно 10);

- в ячейки В27: В28 внести значения параметров п и с с помощью функций = СЧЕТ (Л3: Л12) и = СЧЕТ (В3: Е3)

- в ячейке В29 подсчитать сумму квадратов рангов с помощью выражения = СУММКВ (В26: Е26);

- в ячейку В30 внести выражение = 12/В27/В28 / (В28 +1) * В29-3 * В27 * (В28 +1), который позволит подсчитать значение критерия Хг по формуле:

ХИ = -o £ (Т2) - 3 o п o (с 1), (5.28)

п с (С +1) 7 = 1

где с - количество условий; n - количество испытуемых лиц.

Как видим, значение эмпирического критерия Фридмана у2г ~ 15,39.

Выявление различий и смещения в уровне признаки

Рис. 5.44. Результаты расчета критерия Фридмана Хг

- Определить критические значения / 2г-критерия Для а = 0,05 и 0,01 можно тремя способами, в зависимости от параметров с и n:

- для с = 3 и n < 9 - из табл. 7 дополнений;

- для с = 4 и n < 4 - из табл. 8 дополнений;

- для с> 4 или n> 9 - по критическим значениями / ^-критерия.

Для а = 0,05 и 0,01 и степеней свободы v = cl = 4-1 = 3 критические значения Х2о, 05 ~ 7,81 и х2о, ое ~ 11,34 получим с помощью функции Excel = ХИ20БР (), которую необходимо внести в ячейки В31 и В32 с соответствующими аргументами: = ХИ20БР (0,05, 3) и = ХИ20БР (0,01; 3).

Принятие решения. Поскольку Хг> Хот (15,39> 11,34), нулевая гипотеза Н0 отклоняется на уровне значимости 0,05 и 0,01 (см. рис. 5.44).

- Формулировка выводов. Между показателями самооценки эмпатических способностей, измеренными в разные годы обучения студентов, существуют неслучайные различия на уровне значимости 0,01.

foto_00069.jpg