Выявление различий и смещения в уровне признаки - Часть 5

Однако определить тенденцию различий на основании критерия Фридмана невозможно, это позволяет сделать критерий тенденций Пейджа L.

Критерий тенденций Пейджа L

Критерий тенденций Пейджа L применяется для сопоставления показателей, измеренных в трех и более условиях на одной и той же выборке испытуемых. L-критерий позволяет выявить тенденции в измерении признака при переходе от условия к условию. Его можно рассматривать как развитие критерия Фридмана, поскольку он не только констатирует различия, но и указывает на направление изменений.

Гипотезы:

Н0: увеличение индивидуальных показателей при переходе от первого условия ко второй, а затем к третьей и далее случайное;

Н1: увеличение индивидуальных показателей при переходе от первого условия ко второй, а затем к третьей и далее неслучайно .

При формулировании гипотез подразумевается новая нумерация условий, соответствует предполагаемым тенденциям.

Ограничение критерия: количество испытуемых лиц должна быть в пределах 2 < п < 12 каждое лицо должно пройти с испытаний - 3 <с <6.

Пример 5.20. Повышается самооценка эмпатических способностей студентов при их последовательном переходе с курса на курс обучения в институте (по данным примера 5.19)?

Последовательность решения:

- Формулировка гипотез:

Н0: увеличение индивидуальных показателей самооценки эмпатических способностей студентов при переходе от курса к курсу обучения случайное;

Н1: увеличение индивидуальных показателей самооценки эмпатических способностей студентов при переходе от курса к курсу обучения неслучайно .

- Проверка ограничений: измерения сделаны по шкале интервалов, количество условий с = 4 (3 <с <6), количество испытуемых п = 10 (2 <п <12) выборки связаны.

- Расчеты эмпирического критерия тенденций Пейджа Ьемп (рис. 5.45):

- определить среднее самооценки по каждой условием (для каждого курса обучения), для чего в ячейку В13 внести выражение = СРЗНАЧ (Б3: Б12). Аналогичные выражения внести в ячейки С13: Е13;

- проранжировать индивидуальные значения самооценки для каждого студента (ранжирование по строкам), насчитывая меньшему значению меньший ранг.

foto_00033.jpg