Выявление различий и смещения в уровне признаки - Часть 6

Для этого в ячейку В16 внести выражение

= (СЧЕТ ($ Б3 $ Е3) + 1 - РАНГ (Б3; $ Б3 $ Е3, 1) - РАНГ (Б3; $ Б3 $ Е3, 0)) И2 + РАНГ (Б3; $ Б3 $ Е3, 1);

- аналогичные выражения внести в ячейки всего диапазона В16: Е25;

- в ячейках В26Е26 подсчитать суммы рангов Т по каждой условием;

- в ячейках Р16: Р26 проверить совпадение полученных сумм по строкам и по колонкам;

- в ячейки В27: Е27 внести значение новых индексиву: 1, 2, 3, с;

- в ячейки В28: Е28 внести с клавиатуры упорядочены по возрастанию значения сумм рангов Т * по каждой условием;

- в ячейки В29 и В30 внести значения параметров п и с с помощью выражений = СЧЕТ (Л3: Л12) и = СЧЕТ (Б3: Е3)

- в ячейку В31 внести выражение = СУММПРОИЗВ (Б27: Е27; Б28: Е28), который позволит подсчитать эмпирическое значение Ьемпкритерию Пейджа по формуле:

^ "= Е (7 o Т *), (5.29)

7 = 1

где с - количество условий, Т * - суммы рангов по каждой условием; ] - индексы новой нумерации условий. Получим эмпирическое значение критерия Пейджа Ьемп =

285,5.

- Определить критические значения критерия Пейджа Ькр дл = 0,05 и 0,01 можно по табл.9 приложений. Для параметров с = 4 и n = 10 критические значения следующие:

^ 0,05 = 266, 1 ^ 0,01 = 272.

- Принятие решения. Поскольку Ьемп> Ь001 (285,5> 272), нулевая гипотеза Н0 отклоняется на уровне значимости 0,01 (см. рис. 5.45).

- Формулировка выводов. Между показателями самооценки эмпатических способностей, измеренными в разные годы обучения студентов в высших учебных заведениях, существуют неслучайные различия. Увеличение индивидуальных показателей при переходе от условия к условию также неслучайно.

Выявление различий и смещения в уровне признаки

Рис. 5.45. Результаты расчетов ьемп

Вопросы. Задача.

1. Для каких ситуаций используется критерий Крускала-Уоллиса Н?

2. Для каких ситуаций используется критерий Фридмана / 2Г?

3. Для каких ситуаций используется критерий тенденций Пейджа ь?

4. Повторите математические процедуры задач примерами 5.18 - 5.20.

5. Выполните лабораторные работы № 18 и № 19.

foto_00008.jpg